среда, 28 января 2015 г.

Танк Т-34

Танк Т-34

Первоочередной задачей в деле освоения производства танка Т-34, стоявшей перед промышленностью в начале 1940г., являлось изготовление двух опытных образцов Т-34 на заводе №183 и подготовка их к войсковым испытаниям, начало которых было назначено на 25 января. Именно на решение этой задачи были брошены основные силы опытного отдела завода №183 в январе 1940г.

Опытный танк Т-34 №1 (заводской номер 311-11-3)
Опытный танк Т-34 №1 (заводской номер 311-11-3)

Сборка первого танка Т-34 началась еще в декабре 1939г., а к сборке второй машины завод приступил только в конце января 1940г., фактически сорвав сроки, оговоренные в постановлении Комитета обороны №443сс. Несоблюдение сроков изготовления было вызвано прежде всего тем, что далеко не все конструктивные решения, использованные при разработке А-32, оказались приемлемыми для танка Т-34. И, как уже было сказано выше, конструкторам завода №183 для обеспечения защиты танка от артиллерии калибров 37 и 45мм пришлось изменять схему броневой защиты (прежде всего это касалось лобовой части корпуса и башни танка в целом), а также заниматься доводкой ряда узлов и агрегатов машины. Естественно, эти работы заняли определенное время. Кроме того, производство опытных машин тормозили несвоевременные и неполные поставки комплектующих с заводов-смежников. Так, например, полученные с Кировского завода в середине января две пушки Л-11 оказалась некомплектными: в них отсутствовал ряд механизмов, которые завод №183 получил позднее.
Вид спереди и сзади опытного танка Т-34 №1 (заводской номер 311-11-3)
Хронологию изготовления двух опытных образцов танка Т-34 можно проследить по сводкам завода №183 за период январь-февраль 1940г.:
СВОДКА ПО МАШИНЕ А-34 НА 9 ЯНВАРЯ 1940 года
1.  Трансмиссионное отделение и ходовая часть собраны за исключением гусеницы.
2.  9 января производили прокрутку машины, в результате прокрутки вышел из строя стартер и было обнаружено биение правого фрикциона, приступили к выяснению и устранению дефектов.
3. Заготовки на погон получены. Одна заготовка прошла предварительную обработку и сейчас находится на нарезке зуба.
4. До настоящего времени на завод не поступили: крыша башни и система Л-11, что может задержать выпуск машины.

Вид спереди и сзади опытного танка Т-34 №1 (заводской номер 311-11-3)

СВОДКА ПО МАШИНЕ А-34 НА 20 ЯНВАРЯ 1940 года
1. Окончательный выпуск машины задерживается по следующим причинам. До настоящего времени еще на завод не поступила система Л-11. Не установлены смотровые приборы, нет сидений в боевом отделении, не готов еще поворотный механизм башни и другие.
2. Машина может быть готова к обкатному пробегу не раньше чем 24-25 января и то притом условии, если машина в обкатный пробег пойдет без системы и полностью не будет укомплектована.
СВОДКА ПО МАШИНЕ А-34 НА 27 ЯНВАРЯ 1940 года
1. Первая машина полностью не укомплектована:
а) Не установлены смотровые приборы.
б) Не размещены боеукладки и инструмент.
в) Артсистема установлена без ряда отдельных приборов и механизмов.
2. 24 января машина ходила в обкаточный пробег. На 19км пути полетел вентилятор, машина на завод возвращалась на буксире. Вместо вышедшего из строя вентилятора был установлен на машину А-34 серийный вентилятор с машины А-8. Во втором пробеге 26 января на 9 км пути получилась перекачка масла из одного бака в другой, в результате чего перегруженный бак лопнул по местам пайки. В настоящее время ведутся работы по смене негодного бака и по выяснению причин вызвавших аварию.
3.  Корпус на 2-ю машину 27 января должен поступить в Механический цех на расточку. К сборке предполагается приступить 30-31 января 1940г.
СВОДКА ПО МАШИНЕ А-34 НА 6.2.40 г.
1. Первая машина А-34 обкатку прошла, в настоящее время производится укомплектовка её. Задержка происходит вследствие отсутствия бронировки артсистемы. Недостающие детали к маске пушки с Кировского завода получены.
2.  Вторая машина находится на сборке и может быть готова 14-15 февраля 1940 года.
Окончательно два опытных танка Т-34 были готовы в середине февраля 1940г. Они отличались друг от друга, в основном, конструкцией броневого корпуса и башни. Танк с заводским номером 311 -11 -3, в дальнейшем именовавшийся в документации по войсковым испытаниям «Танк № 1», имел значительно больше сходств со своим предшественником А-32, чем танк №311-18-3, получивший обозначение «Танк Т-34 №2». Рассмотрим основные конструктивные отличия корпусов и башен этих машин.

Бронезащита рабочего места водителя танка Т-34

На «Танке Т-34 №1» в левой верхней части лобового листа располагалась будка водителя. Корпус (колпак) будки, изготовленный методом литья (толщина стенок равнялась 45мм), был вварен в лобовой лист танка и имел в верхней части люк для посадки и выхода водителя. Крышка люка толщиной 15мм крепилась с помощью двух петель и закрывалась при помощи замка. В колпак будки были врезаны три смотровых прибора (один по центру и два по бокам). Подобная конструкция обеспечивала хорошую обзорность механику-водителю, но имела и ряд недостатков: за счет меньших углов наклона стенок, использования литой брони и наличия вырезов под смотровые приборы бронестойкость будки значительно снижалась.

Опытный танк Т-34 №2 (заводской номер 311-18-3)
Опытный танк Т-34 №2 (заводской номер 311-18-3)

Но главное - при определенном положении башни ствол пушки Л-11 мешал открытию крышки люка. Следует заметить, что это был второй вариант бронезащиты рабочего места водителя. Первый вариант, разработанный в начале осени 1939г., был также выполнен в виде будки, но люка для выхода мехника-водителя не имел и в металле воплощен не был.

Опытный танк Т-34 №2 (заводской номер 311-18-3)
Опытный танк Т-34 №2 (заводской номер 311-18-3). Вид сзади

На «Танке Т-34 №2» установили третий вариант бронезащиты рабочего места водителя, впоследствии реализованный в серийном производстве. Защита состояла из листа смотровых приборов с выштамповкой под голову водителя и двумя вваренными в него основаниями для установки боковых перископических смотровых приборов. Приборы располагались под углом 60° к продольной оси танка. Лист смотровых приборов вваривался в верхнюю часть лобовой детали. Люк-лаз был вырезан непосредственно в лобовой детали танка и обеспечивал выход и посадку водителя при любом положении башни. Крышка люка крепилась на петле к листу смотровых приборов и была равнопрочна лобовой детали. В верхней части крышки располагался центральный смотровой прибор водителя (перископический).

Конструкция кормовой части корпуса танка Т-34

Наиболее ярко сходство «Танка Т-34 №1» с А-32 было выражено в конструкции кормовой части машины. Створки поперечных жалюзи над вентилятором были выполнены распашными и располагались ниже уровня крыши моторного и боевого отделений, из-за чего в верхнем кормовом листе выполнили вырез. Нижний кормовой лист представлял собой прямую деталь и сопрягался с верхним кормовым листом и с днищем под углом. Также схожими по конструкции с А-32 были верхний кормовой лист (крепежные болты располагались по всему периметру детали) и бронировки выхлопных патрубков.

Опытный танк Т-34 №2 (заводской номер 311-18-3). Вид спереди сверху
Опытный танк Т-34 №2 (заводской номер 311-18-3). Вид спереди сверху

На «Танке Т-34 №2» конструкция кормы была иной: створки жалюзи были выполнены поворотными и подняты до уровня крыши корпуса, что привело к отказу от выемки на верхнем кормовом листе и существенно повысило защищенность. Нижний кормовой лист был несколько длиннее, чем на «Танке Т-34 №1», и имел загибы в нижней и верхней частях, сопрягаясь с верхним кормовым листом и с днищем в одной плоскости.
Нужно отметить, что хотя в конструкции кормы «Танка Т-34 №2» использовались броневые листы большей толщины, чем у первой машины (толщина листов верхней и нижней кормовых деталей «Танка Т-34 №2» составляла 40мм против 35мм у «Танка Т-34  №1»), наличие скругления радиусом 140 мм в верхней части нижнего кормового листа существенно понижало его бронестойкость за счет меньшего угла встречи снаряда с броней в этом районе. Несмотря на этот недостаток, данная конструкция кормы впоследствии была утверждена для серийного производства в 1940г.
Кроме того, различались и толщины других бронедеталей. В целом, второй Т-34 имел более надежную бронезащиту, чем первый. В таблице №4 приведены толщины и углы наклона основных бронедеталей корпуса двух опытных образцов Т-34.

Таблица №4
Наименование листов
Толщина листа в мм / Угол наклона к вертикали в градусах
 Танк № 1 (заводской №311-11-3)
Танк № 2 (заводской №311-18-3)
Носовой лист
45 / 60°
45 / 60°
Бортовой наклонный лист
40 / 40°
40 / 40°
Бортовой вертикальный лист
45/0°
45/0°
Верхний лист кормы
35/47°
40/47°32'
Нижний лист кормы
35 / 45°
40 / 45°
Передний лист днища
15/90°
16/90°
Задний лист днища
13/ 90°
13/90°
Передний лист крыши
15/90°
20 / 90°
Крыша над МТО
10/90°
16/90°

Конструкция трансмиссионного отделения и сетки над ним танка Т-34

На «Танке Т-34 №1» сетка над трансмиссионным отделением состояла из девяти секций. Крыша трансмиссионного отделения располагалась ниже уровня крыши моторного и боевого отделений. Это было связано с тем, что поперечные жалюзи на этой машине выполнили распашными.
На «Танке Т-34 №2» сетка над трансмиссионным отделением состояла из пяти секций. Крыши боевого, моторного и трансмиссионного отделений лежали в одной плоскости, поперечные жалюзи были поворотными.

Конструкция бронеколпаков и решеток, расположенных над жалюзи воздухопритоков танка Т-34

В бронеколпаках, установленных на «Танке Т-34 №2», имелись вырезы для доступа к горловинам масляных баков; снаружи эти вырезы закрывались бронекрышками. На «Танке №1»таких вырезов не было, что существенно усложняло обслуживание машины. Так, например, для доливки масла в бак приходилось полностью снимать весь колпак.

Конструкция опорных катков танка Т-34

На «Танке Т-34 №1» диски опорных катков по внешнему радиусу соединялись между собой при помощи 12 крепежных болтов, на «Танке №2» - десяти болтов.

Конструкция механизма натяжения гусениц танка Т-34

На «Танке  Т-34 №1» механизм натяжения гусениц располагался снаружи корпуса танка, за кривошипом.
На «Танке Т-34 №2» был установлен второй вариант механизма с внутренним регулированием натяжения гусеницы, в дальнейшем принятый в серию. Подробнее об устройстве двух вариантов механизма натяжения гусениц будет сказано ниже, в кратком описании танка.

Количество фар танка Т-34

На «Танке №1» в носовой части была смонтирована только одна фара на правой верхней части лобового листа. На «Танке №2» фар было две, и располагались они на лобовом листе с двух сторон.

Конструкция башни танка Т-34

Основное отличие конструкции башен опытных машин было связано с разными способами соединения боковых листов башни с лобовым листом. На «Танке №1» данное соединение было схожим с соединением деталей на А-32. На «Танке №2» его усилили за счет применения шипового соединения боковых листов с лобовым листом башни. На боковых листах в передней части деталей предусматривался шип, а на лобовом листе (соответственно, с двух сторон) имелись пазы, что в целом усиливало конструкцию башни.
Кроме этого, башни опытных Т-34 различались следующими деталями:
- угол скоса крыши в кормовой части башни «Танка №2» был увеличен до 6°46' (на «Танке №1» угол скоса составлял 3°30'), что увеличило обзорность из смотровых приборов, размещавшихся на крыше;
- бронировкой артиллерийской системы: на «Танке №1» броневой щит Л-11 был значительно уже, чем на второй машине, и не закрывал выреза в лобовом листе башни под спаренный пулемет;
- формой бронировок боковых смотровых приборов;
- формой основания прибора кругового обзора, расположенного на крышке башенного люка.
В остальном, конструкция броневых корпусов и башен, а также механизмов и агрегатов, установленных на опытных машинах, была идентична.
Ниже приведем текст краткого описания конструкции опытных образцов танков Т-34, взятый из «Приложения №1 к Отчету по войсковым испытаниям Т-34, февраль-апрель 1940г.»:

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ТАНКА Т-34.

Танк Т-34: представляет гусеничную боевую машину весом в 25 тонн, с одной вращающейся башней, допускающей горизонтальный круговой обстрел. Танк может двигаться со скоростями от 7 до 47 км/час и обслуживается командой из 4-х человек.
Корпус танка: представляет броневую коробку цельносварной конструкции с отдельными заклепочными соединениями. Все броневые листы корпуса соединены между собой в замок. Для увеличения снарядоустойчивости корпус выполнен с наклонно расположенными носовыми, кормовыми и бортовыми листами, причем бортовые листы наклонены только в верхней своей части, в виде подкрылка, идущего по всей длине корпуса.
Внутри корпус разделен моторной и вентиляционной перегородками на 3 отделения: переднее - боевое отделение (место расположения экипажа, боеприпасов и органов управления танком), среднее - моторное отделение и заднее - трансмиссионное отделение.В носовом листе корпуса смонтирован люк водителя, уравновешивающийся внутренней пружиной. Справа от люка водителя (месте расположения стрелка) имеется забронированная шаровая установка с пулеметом «ДТ», обеспечивающая углы возвышения до 16°, углы снижения до 6° и горизонтальные углы в пределах ± 12°.
Впереди сиденья стрелка, в днище, имеется люк-лаз для выхода команды в боевой обстановке, когда движение танка невозможно и выход через верхние люки является опасным.
Для установки двигателя, в моторном отделении имеется подмоторный фундамент, состоящий из съемных боковин и приваренных к корпусу стоек. Для доступа к водяной и масляной помпам двигателя, в днище корпуса имеется люк. Для крепления передней части коробки передач в трансмиссионном отделении установлена перегородка. В месте расположения коробки передач, в днище корпуса имеется люк. В кормовой части корпуса приварены и прикреплены картера бортовых передач, имеющие броневые кожуха. Из учета условий монтажа механизмов трансмиссии верхний кормовой лист сделан съемным и снабжен люком, служащим для обслуживания трансмиссии в процессе эксплуатации.
Крыша корпуса состоит из отдельных листов, причем передний подвешенный лист приварен к корпусу, а задние листы, расположенные над двигателем и трансмиссией, съемные. Средняя часть крыши, расположенная над двигателем имеет возвышение (выштамповку) для размещения воздушного фильтра (изнутри). Над радиаторами и вентилятором в крыше имеются окна, служащие для циркуляции воздуха. Окна перекрываются жалюзи. Управление вентиляторными жалюзи осуществляется через привод, рычагом и сектором, расположенными у места водителя. Управление радиаторными жалюзи осуществляется из боевого отделения, двумя рычагами и секторами, смонтированными на моторной перегородке, через независимые приводы для правой и левой сторон.
Для защиты от грязи корпус снабжен грязевыми щитками и полками над гусеницами. На носовой и кормовой частях корпуса установлены по 2 буксирных рымы.
Башня танка - установлена на шариковой опоре над боевым отделением и представляет цельносварную коническую коробку с нишей в задней части. Все броневые листы башни соединены между собой в замок. Боковые листы башни изготовлены из 45мм брони, установленной под углом 30° квертикали, толщина броневых листов крыши равна 15мм, а днища ниши - 13 мм. Диаметр башни в свету равен 1400мм.
В передней части башни, в маске, установлена танковая 76мм пушка Л-11, спаренная с пулеметом «ДТ». Маска укреплена в сварной рамке внутри башни на цапфах, на которых она может проворачиваться по вертикали с помощью подъемного механизма. Предельный угол возвышения пушки и спаренного с ней пулемета составляет 30°, предельный угол снижения-5° на нос и борта, и 1,5°-накорму. Прицельным приспособлением для пушки и пулемета служит телескоп «ТОД» и перископ «ПТ-1». Фиксация маски при горизонтальном положении ствола орудия осуществляется стопором, расположенным справа у орудия.

Разрезы корпуса опытного танка Т-34. Конструкция корпуса на этом чертеже схожа с конструкцией «Танка Т-34 №1» за исключением будки водителя. Показан первый вариант будки водителя, не воплощенный в металле
Разрезы корпуса опытного танка Т-34. Конструкция корпуса на этом чертеже схожа с конструкцией «Танка Т-34 №1» за исключением будки водителя. Показан первый вариант будки водителя, не воплощенный в металле

Вращение башни осуществляется поворотным механизмом, установленным в башне, слева по ходу машины. Шестерни вала поворотного механизма зацепляются с зубчатым венцом погона корпуса и имеют ручной и электрический приводы. Наличие в поворотном механизме планетарной передачи обеспечивает независимое действие обоих приводов. Передаточное отношение механизма при ручном приводе i=384. При работе поворотного механизма от электромотора последний может вращать башню с числом оборотов п=2:4,2 об/м. Башня может стопориться в любом положении стопором, установленным на задней стенке погона башни. На крыше башни смонтирован люк, уравновешенный внутренней пружиной и служащий для входа и выхода команды башни. На крышке люка имеется вентиляционный люк и лючок для сигнализации. Башня оборудована двумя открытыми сиденьями. В нише башни размещена рация 71-ТК-З.

Схема расположения деталей башни «Танка Т-34 №1» 
Схема расположения деталей башни «Танка Т-34 №1»
(данная нумерация бронедеталей сохранилась и на серийных машинах).
34.30.001-лобовой лист; 34.30.006- передняя обичайка; 34.30.007- задняя обичайка; 34.30.008 - передний лист крыши; 34.30.009 - днище ниши; 34.30.010- крышка люка; 34.30.011- дверца ниши; 34.30.012 - средний правый лист крыши; 34.30.013 - средний левый лист крыши; 34.30.014- заглушка сигнального лючка; 34.30.015 - воротник люка вентиляции; 34.30.017 -задний лист крыши; 34.30.018 - правый лист; 34.30.019 - левый лист; 34.30.051 - основания смотрового прибора; 34.30.063, 34.30.064 - створки петли сигнального лючка; 34.30.079- заглушка отверстия для стрельбы из револьвера; 34.30.117- колпак люка вентиляции; 34.30.131, 34.30.132 - петли крышки люка; 34.30.138 - кронштейн; 34.30.166 - крыша колпака прибора кругового обзора; 34.30.179- основание колпака прибора кругового обзора.

Комментариев нет:

Отправить комментарий