Ил-2
Советский штурмовик был создан накануне войны в 1939 году, принят на вооружение в апреле 1941 года. До 22 июня 1941 года выпустили всего 249 самолетов.
Штурмовик Ил-2 (1939 г.)
При анализе боевых характеристик штурмовика следует принимать во внимание следующие факты:
самолет относился к «новым», современным, следовательно, он не должен был уступать аналогичным (схожим) самолетам наших союзников и противников;
самолет по его себестоимости был на уровне фронтовых бомбардировщиков;
он выпускался громадными сериями и, таким образом, являлся основным самолетом Великой Отечественной войны.
На самолете Ил-2 стоял двигатель АМ-38Ф мощностью 1750 л. с., вначале — АМ-38 (1665 л. с.). Двигатели примерно такой же мощности устанавливались на истребителях Второй мировой войны, но их геометрические размеры и полетная масса отличались примерно в два раза.
Разница в весовых характеристиках и геометрических размерах самолетов определяет различие в тактико-технических данных истребителей и штурмовика Ил-2. Штурмовик уступал по скорости полета. Расчетная скорость (400 км/ч) на практике оказывалась намного ниже. Причинами этого можно назвать наружную подвеску бомб и реактивных снарядов, полеты строем, полеты в метеорологических условиях, отличных от МСА (Международная стандартная атмосфера), небольшую высоту полета. Вследствие низких летно-тактических характеристик самолет Ил-2 был уязвим. К оборонительному вооружению самолета относился пулемет стрелка УБТ калибра 12,7 мм. Сектор обстрела был невелик. Для обороны могли быть использованы огневые средства атаки неподвижные пулеметы и пушки, которыми управлял летчик. Но из-за низкой маневренности самолета эти огневые точки в воздушном бою не были эффективны.
Ил-2 имел броневую защиту. Вес брони составлял 21% от веса самолета (1300 кг). Были защищены двигатель и пилот. Задняя часть самолета была уязвима для снарядов, пуль и осколков. На горизонтальной проекции самолета (план) лишь 9,5 % поверхности были защищены, остальные 90,5 % (крылья, стабилизатор с рулями высоты, задняя часть фюзеляжа) защиты не имели.
Немецкие летчики знали, конечно, особенности конструкции самолета и при проведении атак учитывали все его боевые возможности. В соответствии с разработанными рекомендациями при атаках Ме-109 на Ил-2 рекомендовалось:
вести огонь по масляному радиатору (нижняя полусфера штурмовика защищена не была);
вести огонь по хвостовой части самолета (она была деревянной); вести огонь по центроплану.
Кроме того, применялась формула: «20—20—200» — снаряд калибром 20 мм пробивал броню толщиной 20 мм на расстоянии 200 м. Использование штурмовиков Ил-2 в боевых условиях без поддержки истребителей было невозможно, как и немецких Ju-87. На самолете Ил-2 погиб замечательный летчик, командир полка, Н. Г. Степанян. Он совершил свыше 250 боевых вылетов. Во время вылета полка на боевое задание его самолет был атакован Ме-109. Очередью из нескольких огневых точек деревянная хвостовая часть штурмовика была полностью разрушена.
самолет относился к «новым», современным, следовательно, он не должен был уступать аналогичным (схожим) самолетам наших союзников и противников;
самолет по его себестоимости был на уровне фронтовых бомбардировщиков;
он выпускался громадными сериями и, таким образом, являлся основным самолетом Великой Отечественной войны.
На самолете Ил-2 стоял двигатель АМ-38Ф мощностью 1750 л. с., вначале — АМ-38 (1665 л. с.). Двигатели примерно такой же мощности устанавливались на истребителях Второй мировой войны, но их геометрические размеры и полетная масса отличались примерно в два раза.
Разница в весовых характеристиках и геометрических размерах самолетов определяет различие в тактико-технических данных истребителей и штурмовика Ил-2. Штурмовик уступал по скорости полета. Расчетная скорость (400 км/ч) на практике оказывалась намного ниже. Причинами этого можно назвать наружную подвеску бомб и реактивных снарядов, полеты строем, полеты в метеорологических условиях, отличных от МСА (Международная стандартная атмосфера), небольшую высоту полета. Вследствие низких летно-тактических характеристик самолет Ил-2 был уязвим. К оборонительному вооружению самолета относился пулемет стрелка УБТ калибра 12,7 мм. Сектор обстрела был невелик. Для обороны могли быть использованы огневые средства атаки неподвижные пулеметы и пушки, которыми управлял летчик. Но из-за низкой маневренности самолета эти огневые точки в воздушном бою не были эффективны.
Ил-2 имел броневую защиту. Вес брони составлял 21% от веса самолета (1300 кг). Были защищены двигатель и пилот. Задняя часть самолета была уязвима для снарядов, пуль и осколков. На горизонтальной проекции самолета (план) лишь 9,5 % поверхности были защищены, остальные 90,5 % (крылья, стабилизатор с рулями высоты, задняя часть фюзеляжа) защиты не имели.
Немецкие летчики знали, конечно, особенности конструкции самолета и при проведении атак учитывали все его боевые возможности. В соответствии с разработанными рекомендациями при атаках Ме-109 на Ил-2 рекомендовалось:
вести огонь по масляному радиатору (нижняя полусфера штурмовика защищена не была);
вести огонь по хвостовой части самолета (она была деревянной); вести огонь по центроплану.
Кроме того, применялась формула: «20—20—200» — снаряд калибром 20 мм пробивал броню толщиной 20 мм на расстоянии 200 м. Использование штурмовиков Ил-2 в боевых условиях без поддержки истребителей было невозможно, как и немецких Ju-87. На самолете Ил-2 погиб замечательный летчик, командир полка, Н. Г. Степанян. Он совершил свыше 250 боевых вылетов. Во время вылета полка на боевое задание его самолет был атакован Ме-109. Очередью из нескольких огневых точек деревянная хвостовая часть штурмовика была полностью разрушена.
При конструировании штурмовика Ил-2, конечно, возникали противоречия. Наличие мощной брони (1200 кг) безусловно ухудшило показатели: дальность полета, бомбовую нагрузку, скорость и маневренность.
Всего было выпущено 36 163 самолета Ил-2 (немецкий самолет «поля боя» Ju-87 почти за 10 лет был выпущен в 5000 экземплярах, в семь раз меньше). К концу Великой Отечественной войны осталось примерно 2000. Потери составляли ежедневно примерно 30 штурмовиков. Немецкие летчики именовали самолет Ил-2 «бомбер цемент» и имели свой счет сбитых Ил-2: Э. Рудорфер (всего 222 победы) сбил 58 наших штурмовиков, Э. Харт-манн — 30.
Самолеты Ил-2 на боевое задание почти всегда ходили только в сопровождении истребителей. Советскому летчику-штурмовику было необходимо проявлять самые лучшие профессиональные качества для выполнения боевых заданий: М. И. Смильский получил «Золотую Звезду» Героя в начале 1943 года за 60 боевых вылетов, А. И. Степанов был удостоен звания Героя Советского Союза за 48 боевых вылетов.
Всего было выпущено 36 163 самолета Ил-2 (немецкий самолет «поля боя» Ju-87 почти за 10 лет был выпущен в 5000 экземплярах, в семь раз меньше). К концу Великой Отечественной войны осталось примерно 2000. Потери составляли ежедневно примерно 30 штурмовиков. Немецкие летчики именовали самолет Ил-2 «бомбер цемент» и имели свой счет сбитых Ил-2: Э. Рудорфер (всего 222 победы) сбил 58 наших штурмовиков, Э. Харт-манн — 30.
Самолеты Ил-2 на боевое задание почти всегда ходили только в сопровождении истребителей. Советскому летчику-штурмовику было необходимо проявлять самые лучшие профессиональные качества для выполнения боевых заданий: М. И. Смильский получил «Золотую Звезду» Героя в начале 1943 года за 60 боевых вылетов, А. И. Степанов был удостоен звания Героя Советского Союза за 48 боевых вылетов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий